Voip-шлюз или мини-АТС. Что выбрать для подключения телефонии.

Голосовые шлюзы – полноценная замена офисной АТС.

Да или нет?

28.03.2020
voip-шлюз vs офисная АТС

VoIP-шлюзы: в чем их преимущества и могут ли они заменить АТС ? В каких ситуациях их выгодно использовать, а в каких – нет ?

IP-телефония открывает большие возможности для эффективной организации бизнес-процессов. Голосовые (VoIP, IP, SIP) шлюзы – один из вариантов подключения телефонных аппаратов или офисной АТС к IP-сети. Рассмотрим особенности и функционал этих устройств. Также мы наглядно разберем, когда их применение выгодно и целесообразно, а когда нет. В этом нам помогут 4 ситуации из практики.

Типы устройств

Аналоговые голосовые шлюзы (FXO, FXS)

Применяются для подключения обычных телефонных аппаратов или аналоговых АТС.

Варианты: D-Link, CISCOSB (LinkSys) и др.

Устройства универсальны, компактны, просты в эксплуатации, а потому широко используются крупными и небольшими компаниями независимо от сферы деятельности.

Цифровые голосовые шлюзы (E1)

Применяются только с АТС.

Варианты: Audiocodes, Eltex, Cisco и др.

Выбор между этими двумя видами устройств зависит от стоящих перед вами задач и от того, какое оборудование уже имеется на объекте.

На рынке также представлены голосовые шлюзы высокой плотности. Их отличительная черта – возможность подключения от 16-ти до 72-х телефонных аппаратов. За счет такой емкости стоимость устройств высока. По этой причине такое решение для IP-телефонии используется в основном в масштабных проектах. Для небольших компаний и стартапов этот вариант затратен, а потому нецелесообразен. Например, для обслуживания нужд офиса достаточно моделей с 1-8 портами.

Функционал

Выбор между АТС и голосовым (VoIP, IP, SIP) шлюзом – непростая задача. Ее решение зависит от ваших целей, так как функции этих систем частично дублируют друг друга, из основного:

  • возможность задать номера для телефонных портов (номерной план для внутренних абонентов);
  • перенаправление входящих вызовов на свободный телефонный аппарат, по которому в данный момент никто не беседует;
  • перевод вызовов;
  • переадресация звонков.

На первый взгляд, шлюзы – полноценная замена АТС. Но функции цифровых или IP-АТС эти устройства выполнять не могут, так как не поддерживают ряд важных опций, например:

функции АТС

Разницу в функционале голосовых шлюзов и автоматических телефонных станций легко продемонстрировать на примере.

Есть компания, у которой имеется два городских номера:

  • один для внутренних нужд (решения вопросов бухгалтерии и т.д.)
  • второй для приема звонков от клиентов.

Очевидно, что для автономного решения этих двух задач владельцу компании потребуется организовать две отдельные группы для распределения вызовов.

АТС легко решит эту проблему. А голосовой шлюз – нет, так как он может распределять вызовы только в рамках одной группы.

Варианты решения:

  1. Купить АТС.
  2. Приобрести два шлюза – по штуке на каждый номер (один для бухгалтерии, второй – для обработки заказов). Здесь остановимся подробнее – вариант, на первый взгляд, практичный и решает проблему. Но что, если понадобится перевести вызов заказчика на линию бухгалтерии? Или кому-то из сотрудников потребуется позвонить бухгалтеру по внутреннему номеру?

Эти вопросы требуют ответа, но они вторичны. Главные вот в чем:

  1. Какое из этих решений IP-телефонии выгоднее не на абстрактном примере, а для решения ваших конкретных задач ?
  2. Какое из них предпочесть в зависимости от стоящих перед бизнесом целей, масштабов компании и специфики деятельности?

Мы смоделировали 4 разноплановые ситуации, которые помогут разобраться с этими вопросами.

  1. В наличии расширяемая аналоговая АТС
  2. Дано:

    - В офисе есть рабочая аналоговая АТС в конфигурации 6 на 16 (модель с 6-ю городскими и 16-ю внутренними абонентами).

    - Система расширяемая – можно увеличить количество городских линий до 8, количество внутренних линий – до 24.

    Если возможности имеющейся АТС покрывают все нужды компании, то есть, необходимости в дополнительных опциях нет (например, в интеграции с CRM-системами, записи разговоров и т.д.), достаточно приобрести голосовой шлюз емкостью в 4-8 портов и подключить действующую АТС к провайдеру IP-телефонии.

    Рекомендация: в этом случае экономически невыгодно заменять рабочую телефонную станцию на шлюз с емкостью, эквивалентной числу всех сотрудников. Практичнее воспользоваться потенциалом имеющегося оборудования.

  3. В наличии телефонная кабельная сеть + проводные телефонные аппараты
  4. Дано:

    - В офисе проведена телефонная кабельная сеть.

    - Компания использует проводные телефонные аппараты.

    При таких исходных данных потребуется шлюз с емкостью, соответствующей потребностям организации. Аналоговая АТС в этом случае невыгодна, так как, по сути, ее покупка – это инвестиция в систему с ограниченным функционалом и без возможности масштабирования.

    Если компании не нужны опции записи разговоров, голосового меню и пр., самое выгодное и бюджетное решение – покупка голосового шлюза и подключение услуг IP-телефонии. В этом случае вам не придется тратиться на проведение телефонной кабельной сети и докупать телефонные аппараты.

    Если же компании требуются опции АТС (запись разговоров, голосовое меню и т.д.), связка «голосовой шлюз + IP-телефония» проблему не решит – в этом случае нужно подключать АТС. Выбрав для этих целей виртуальную АТС, вы убьете сразу трех зайцев:

    1. К системе можно подключить один или несколько шлюзов.

    2. Вы получите возможность переводить вызовы между абонентами, чьи телефонные аппараты подключены к разным шлюзам.

    3. В вашем распоряжении будут все преимущества АТС без затрат на дооборудование объекта.

    Таким образом, голосовые шлюзы в тандеме с виртуальной АТС с минимумом вложений решат все задачи, стоящие перед вашей компанией.

  5. В наличии кабельная сеть, к которой подключены компьютеры
  6. Дано:

    - В офисе есть кабельная сеть.

    - Ее используют для подключения компьютеров.

    При таких исходных данных для использования голосового шлюза компания будет вынуждена провести дополнительные кабельные линии к рабочим местам. Иначе телефонные аппараты не подключить. Затраты на это мероприятие сведут на нет все потенциальные выгоды.

    Оптимальное решение здесь – покупка SIP-телефонов и подключение виртуальной АТС. Этот вариант избавит вас от нецелесообразных трат на кабель и услуги рабочих. Пошаговые инструкции по настройке телефонов можно найти здесь.

  7. В наличии Wi-Fi для подключения компьютеров
  8. Дано:

    - В офисе есть Wi-Fi.

    - К нему подключены компьютеры.

    В этой ситуации использование шлюзов также обойдется слишком дорого. Придется, как и в предыдущем примере, прокладывать отдельную кабельную сеть, закупать расходные материалы, оплачивать услуги монтажа.

    При наличии Wi-Fi-соединения оптимальный выбор – IP-телефония с беспроводной связью DECT (например, от производителей Siemens, Panasonic или Yealink). Это решение включает радио-трубки и «базовый блок», выполняющий те же функции, что и голосовой шлюз. При этом подключение телефонных аппаратов беспроводное, система способна обслуживать до 7-ми трубок и позволяет вести до 7-ми разговоров одновременно.

    К виртуальной АТС Цифра-Телеком можно подключить нужное вам количество таких «базовых блоков». При этом они могут находиться в любом месте, где есть доступ к сети Интернет.

Доверьте решение ваших задач профессионалам

Перед тем, как определиться с выбором, следует учесть множество параметров:

  • задачи, которые стоят перед компанией;
  • оборудование, имеющееся в наличии на объекте;
  • масштаб организации;
  • сферу деятельности.

Все эти нюансы влияют на целесообразность применения того или иного оборудования для организации телефонии. Не всегда для этого нужно закупать дорогостоящую технику – здесь необходим комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей проекта.

Если вы используете вАТС от Цифра-Телеком, и у вас возникли трудности с решением телекоммуникационных задач на вашем объекте, напишите нам. Мы поможем подобрать оптимальный вариант, который будет эффективен и экономически выгоден конкретно в вашем случае.

ЦифраТелеком

reorder